В детской художественной школе на самом видном, удобном для просмотра месте висит большое полотно (185х220 см) работы художника И.Кириллова. На нём — реальные события, происходившие в Красном более сорока лет назад. Почему эта картина не затерялась среди прочих атрибутов Страны Советов в архивных подвалах или музейных запасниках? Что побудило её автора запечатлеть публичное мероприятие в духе ленинской эпохи, а не прекрасные пейзажи Красноселья?
Мы знаем, что история страны пишется не только цифрами сухих отчётов, документальными сводками и фактами в старых фотоальбомах и подшивках газет. Она живёт в произведениях искусства, к примеру, в картинах художников, и как бы делится с нами смыслом своего времени, рассказывает: что и как было, учит не повторять пройденных ошибок, но оставляет право избрать свой собственный путь.
На этом монументальном полотне автором запечатлёно вручение ордена «Знак Почёта» красносельскому ювелирному заводу в начале 70-х годов прошлого столетия. «Красносельский ювелирпром» в своё время представляли четыре предприятия: Костромской, Подольский, Сидоровский и Красносельский ювелирные заводы. Сегодня структура ювелирпрома несколько иная, но не это главное. В советские времена во главу угла живописец ставил образ человека труда. И лучше всего мощь державы отражается в рукописных образах людей, на плечах которых она держится. Самое сложное –запечатлеть человека в момент совершения трудового подвига, какого-то важного события, за раздумьями о проделанной работе в ореоле орденов и наград. Эта картина — яркий пример социалистического реализма.
Один за другим уходят от нас очевидцы тех далёких событий, а картина ещё никогда не покидала и, надеюсь, не покинет стены художественной школы. Некоторые персонажи легко узнаваемы. Например, директор красносельского ювелирного завода Леонид Иванович Подобин, которому Герой социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС и министр приборостроения Константин Николаевич Руднев вручает высокую награду. Среди членов президиума заметна фигура работника «золотого» цеха, орденоносца Николая Павловича Рябинина.
Образы жителей-красносёлов собирательны, но всё же кое-кто узнаёт здесь своих бабушек-дедушек, знакомых. Художник пространственно (слегка вправо) сместил церковь, её не было бы видно при выбранном ракурсе. Композиция картины интересна, поскольку известно, что в полотна «коммунистической» направленности не допускались атрибуты вероисповедания (церковь и партия существовали далеко и очень отдельно друг от друга). На втором плане отряд пионеров прописан не чётко, как-то сбоку, ужато. Хорошо прорисован портрет вождя революции В.И.Ленина. Над ним в своё время трудился житель Красноселья Николай Андреевич Клименков. На демонстрациях красносёлы флаги и транспаранты несли под музыку живого оркестра. Музыканты с барабанами и трубами шли впереди нескончаемой колонны. В память о существовании этой традиции, автор поместил трубача рядом с трибуной, тем самым подчеркнув торжественность момента.
Иногда из толпы экскурсантов, посещающих художественную школу, слышатся замечания по поводу сюжета полотна. Дети просто ещё не доросли до осознания, что художник как мог, старался запечатлеть нашу историю. Не эфемерную и не всеобщую, а настоящую, близкую и родную – СВОЮ. На серьёзном изучении таких полотен и держится наша память, изучать историю лучше и легче именно по ним. Кроме картины, в архиве детской художественной школы хранятся фотографии, запечатлевшие это знаменательное для красносёлов событие, снимки других массовых мероприятий почти полувековой давности.
К сожалению, вкусы современников испорчены доступностью продуктов прогресса. Сегодня обыватель склонен довериться проштампованному ширпотребу, к примеру, охотнее сделает выбор в пользу синтетического гобелена, нежели рукописной картины. И дело тут не в цене, особенностях вкусовых пристрастий или материале, из которого сделана вещь. Просто сомнительная практичность синтетического коврика кажется более соответствующей требованиям повседневности и финансовым возможностям. А ощущение воздуха, увеличение пространства за счёт оттенков и перспективы, передача настроения на полотне художника – это всё сентиментальные глупости, без которых можно прожить. Разумеется, всё сказанное – моё личное мнение, и читатель вправе с ним не согласиться, но хотелось бы узнать, что думают на этот счёт красносёлы? Интересно, какое впечатление произвело на них это монументальное полотно? Тем более, что в музей ходить не надо, картина всегда доступна для просмотра, её может увидеть любой желающий.