Время добрых дел и чистых помыслов

Сейчас в начале  21 века часто можно слышать, что Россия теряет свою самобытность, своё лицо, свои традиции. Что заполонило нас всё чужеземное, западное, заокеанское. Это не те ли говорят, кто под национальным русским разумел лишь сарафан, квас, матрёшку, да водку под огурец? Но это только внешнее. А ведь у русского человека есть еще душа, дух — то, во что можно только верить. И не случайно сейчас так велик интерес именно к народному, будь то театр, литература, одежда, обряды.

Сколько сейчас выходит книг, посвященных праздникам, кухне, обычаям и обрядам. Но всё это в переложениях, в пересказах, которые давнюю приблизительность делают ещё более приблизительной, отдалённой от истины. А ведь русские традиции были интересны многим отечественным собирателям, как В.Даль, Н. Костомаров, С. Максимов и другие.

Хочется остановиться на втором по значимости христианском празднике – Рождестве Христовом. Еще Иоанн Златоуст (IV-V вв.) подчёркивал его величие, характеризовал как честнейший (в старинном значении: благороднейший) и важнейший из всех праздников. А в V веке написаны для него священные песнопения.

Празднику предшествует стародавний Рождественский пост или Филиппов. Канун Рождества доложен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благостной вести о Рождении Спаса Христа, несущего на тёмную землю светлое благоволение. Целый день постятся, не принимают никакой пищи в рождественский сочельник (до звезды). И вот вспыхивает на востоке ярким трепетным светом Вифлеемская звезда. «Христос рождается», — раздаётся радостное песнопение по всем Божиим храмам и плывёт с колокольным звоном через города и сёла. Утром начинается разговенье после ранней обедни.

От Рождества до Крещения идут Святки. Об этом говорили: «По сочельникову мосту идёт Коляда из Новгорода» и добавляли: «Уродилась Коляда накануне Рождества», «На Коляду прибыло дню на куриную ступню». «Коляда» — слово очень загадочное. Многих исследователей народного быта оно ставило в тупик. Например, на севере колядою называют рождественский сочельник, а колядование – обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Хозяева оделяли колядующих разными продуктами, сладостями, деньгами. Рождество в нашей стране – праздник удивительный, не похожий ни на какой другой. Конечно, его уже давно не празднуют, как раньше. Да и официальным Рождество стало совсем недавно. И сейчас кое-где сохранился обычай петь колядки. А уж святочные гадания никто не мог запретить. Память предков, к счастью, искоренить трудно. Она в книгах и сказках, старинных песнях и обычаях.

Как же готовились и встречали праздник Рождества в Костроме в начале XX века? В праздничные дни очень доставалось служащим почтовых отделений: клиенты заваливали различной корреспонденцией, денежными отправлениями, посылками. С радостью готовились к празднику в учебных заведениях: шли усиленные репетиции театральных постановок, разрабатывались заготовки балов и представлений. Настоящая суета начиналась за несколько дней до Рождества. Горожане, получив праздничное жалованье, прибавляли к нему скопленные деньги и отправлялись за покупками в разбухшие от товаров лавки. Ради праздника торговцы, приказчики уступали значительно. Повсюду в лавках и магазинах шли рождественские распродажи. Главные обороты имели торговцы рыбой. Рыбой торговали даже в Мясных рядах. На переработку её переключались и колбасные производства. Донские, астраханские, уральские малосолы, зернистая и паюсная икра, копченые балыки, консервы – обычный товар для предрождественского города. А вот у кондитеров дела шли неблестяще – потребителя было очень мало. У Больших Мучных рядов и на Сенной площади было очень шумно и деловито, здесь располагались елочные, зеленые базары. А как веселилась городская детвора на горках и катках!

Наступал день великого праздника Рождества Христова. Звонили колокола. В лучших праздничных одеждах костромичи шли в храмы на торжественные богослужения. На три дня Кострома погружалась в праздничные торжества. Повсюду давали концерты, вечера, детские праздники. В городских учреждениях устраивались ёлки с раздачей рождественских подарков, пир устраивали для бездомных в ночлежках. Не оставались без внимания больницы, приюты, арестантские роты.

А как отмечали Святки в Красноселье? В с. Светочева Гора на Рождество шили новые платья. В с. Здемирово строго соблюдали пост. Ночью на Рождество шли в церковь. А после церкви прямо с утра ходили по домам со славой. Много было дурачеств: затаскивали сани на крышу дома. Если знали, что парень дружит с девушкой, от его дома раскатывали поленницу до дома девушки. В п. Красное-на-Волге платили деньги за дом какой-то одинокой старушке и собирались на вечеринку. Девушки одевались нарядно в платки с кистями. Парни приходили с гармошкой. Угощали девушек конфетами и пряниками. В д. Ченцы на Рождество гадали так: обнимали огород. Сколько жердей обнимешь, через столько лет свадьба. Затыкали трубу тряпками, подпирали дверь, чтобы не выйти, кто злой – заливали дверь водой. В д. Кузнецово на Святки в основном собирались только холостые со всей округи. В Густомесове девки ходили по домам, где есть парни и пели: «Дайте Машке на кошку». По с. Сидоровское парни ходили по дворам со звездой, которая светилась – вставляли свечку. Парни были в костюмах, при галстуках и обязательно в ботинках с галошами. При входе в церковь галоши снимали. В Рождество священники ходили по домам с иконами. Заходили в каждый дом, надо было целовать крест. Накрывали столы, священник пел молебен…

И хоть многое осталось в прошлом, но от сердца хотелось бы пожелать радостно и достойно встретить рождение Предвечного Младенца в трезвении души. Пока имеем время, будем делать добро, подавать милостыню, преодолевать плохое, неустанно трудиться и стремиться к духовному возрождению.

Счастливого всем Рождества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *