Красноселы на «Поезде Победы»

«Поезд Победы» — масштабный исторический проект, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он стал завершающим мероприятием Года Памяти и Славы, начал свой путь в октябре 2020 года.

 — Мы идем через 7 вагонов. Авторы постарались включить сюда такие эпизоды, которые посетитель точно бы запомнил. Это может касаться поезда-бани,  окопов или концлагеря. То есть, экспозиция не только исторически  обоснована, но и выверена художественно, для того, чтобы посетителя зацепить, чтобы это побудило его что-то прочесть или найти в истории страны или семьи, — рассказывает Ирина СТУКАЛОВА.

«Подвиг Лидии – это подвиг женщины на войне. Это, наверное, воспоминания совершенно разных людей, послевоенные и военные, которые было решено совместить в этом поезде. Это такой большой собирательный образ простой русской женщины, которая стала для зрителя проводником в эту историю», — так считают авторы проекта.  Коллектив состоит из двух команд. «Невский баталист» взял на себя создание концепции и создание всей атмосферы и декораций. «Красный квадрат» — это свет всей мультимедийной технологии: новшества создают они. Первый вагон является входной зоной и отправной точкой путешествия по «Поезду Победы», где посетители получают  аудиогида, информацию о количестве и тематике вагонов, с помощью видеороликов знакомятся  с историей создания и авторами проекта. Это является отправной точкой экскурсии. Экскурсанты поражены голосом:

— Здравствуйте! Меня зовут Лидия, я родилась в Советском Союзе, в семье машиниста. Жизнь навсегда связала меня с железной дорогой. И эта связь стала особенно крепкой в самое тяжелое для нашей страны время. За четыре года войны я прошла маршрутами от Гомеля до Москвы и от Сталинграда до Берлина. Об этом нелегком пути я и хочу вам сегодня рассказать.

Мы жили в небольшом домике на полустанке — я, мой младший брат Коля и наш отец Сергей Тимофеевич. Железная дорога проходила так близко, что как быстро бы ни мчался поезд, я всегда узнавала отца, видя его лицо в кабине. Конечно же, я тоже хотела стать машинистом паровоза, как папа! Но он был категорически против. Говорил: «Не женское это дело, Лидка, поезда водить». Однако  я была ещё той упрямицей — настояла на своем! Поступила на курсы помощников машиниста в белорусском городе Гомель и закончила их с отличием. Папа, конечно, поворчал, но затем отпустил меня навстречу мечте. Я чувствовала, что в душе он мной гордится. В свой первый рейс я отправилась весной сорок первого года…

1-й ВАГОН — «Цвет нации»                                                                                                                            

В свободное время, которого было немного, я любила ходить по вагонам… Мне казалось — я лично отвечаю за все, что происходит в поезде. Плацкартные вагоны всегда полны самых разных людей. Они — как пестрая картина нашей прошлой жизни. Галерея портретов, которые мы больше никогда не увидим

Довоенное время. За окном — мирная жизнь. Обычный вокзал, солнечный летний день. Стандартный вагон поезда разделен на 7 купе и 2 багажных отсека. Пассажирский вагон, в котором едут самые разные люди: инженеры, пионеры, летчики, моряки. Люди отправляются в поездку, каждый занят своим делом. Кто-то играет в шахматы, молодая мать кормит ребенка, моряки заигрывают с девушками…

Каждый из них мог стать цветом нации, заложить основы будущего благополучия нашей страны. Но этому не суждено было сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменил судьбы десятков миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучала речь председателя совета народных комиссаров Вячеслава Молотова: «…без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковав нашу границу…». Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но одно точно — следующие четыре года навсегда все изменили.                                   В вагоне можно было не только рассмотреть предметы той эпохи (значки, велосипед, книга Аркадия Гайдара, Долореса Ибаррури), но и потрогать, сфотографировать, присесть вместе с пассажирами вагона и о чем-то мысленно поговорить, рассмотреть предметы периода войны. А за окном вагона — оживший плакат парохода «Челюскин», высококачественное видео 4К родной природы и ж/д моста.

Полную версию материала читайте только в печатной версии «Красного Приволжья».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *