Секрет трех «К»: кадры, корма, коровы

В одном из недавних номеров «Красного Приволжья» мы рассказывали о поездке в СПК «Афанасовский», ставший в прошлом году одним из лидеров региона по надоям молока. И, конечно, мы не могли не побывать на сельхозпредприятии, которое давно и безоговорочно заняло высшие строчки этого рейтинга, что и подтвердило в 2020 году очередным первым местом в регионе по надоям молока — Подольское отделение ЗАО «Агромол». Поговорила с нашим корреспондентом руководитель предприятия Ольга Кнутова.

 — Ольга Ильинична, расскажите сначала об истории фермы и о своей работе.

 — Самостоятельную жизнь ферма начала в 1961 году, когда произошла реорганизация колхоза «Родина». Его разделили на колхозы «Первомайский», «Здемирово», нас и «Родину». В 1993 году ферму преобразовали в ТОО «Подольское». В середине двухтысячных мы начали работать с «Агромолом», и с 2006 года являемся одним из хозяйств этого предприятия, а я — директором Подольского отделения. Сам «Агромол» — фирма костромская, кроме нас в его состав входит еще хозяйство в Сусанинском районе. Я пришла работать сюда в 1991 году зоотехником, должность председателя СПК заняла в 2004-м.

 — В чем, по-вашему, секрет лидерства и таких высоких результатов?

— Да нет никакого секрета. Кадры, корма, и коровы.

 — Без коров молока не будет точно, так что давайте начнем с них.

 — Порода у нас — голштанизированная «костромичка». Мы скрещивать нашу породу с голштинками стали одними из первых. Если в 2006 году у нас надой на «костромичках» был 5 800 килограмм на голову в год, то в прошлом году было 7 600. Получается, к хорошему привили лучшее, и стало еще лучше.

Мы покупаем недешевое семя быков-улучшателей. Вливание новой крови имеет очень большое значение, это — один из важнейших факторов. Каждые два года быки меняются. То есть, у нас идет постоянное прилитие «свежей» крови, и на молочность это влияет очень сильно. Генетика очень важна, если у коровы в ДНК заложено доиться, то она все равно будет доиться. Нужно просто ей создать благоприятные условия.

 — У вас в комнате отдыха висит лозунг: «Что у коровы на языке — то и в молоке». У вас собственные корма?

 — Основные — да, свои, мы научились укладываться в сроки для заготовки, а зерно все покупное, но поставщики проверенные, давно уже с ними работаем. В год нами используется около семисот тонн зерна, рацион у стада сбалансированный, для этого мы приобретаем высокопротеиновые и белковые корма.

В этом смысле большой плюс для нас, конечно, это своя переработка молока. Если у нас маленькая цена на молоко, и не хватает его, нам всегда поможет завод. У других ферм такой поддержки нет, если нет молока, то и деньги ниоткуда не появятся. Налоговую нагрузку также полностью головное предприятие берет на себя. Это для нас очень ощутимая поддержка.

 — Поговорим о кадрах. Сколько у вас работает людей?

 — 43 человека. Это и специалисты, и административный персонал, шестеро доярок. Нехватки в кадрах нет, штат укомплектован. Коллектив значит очень много, важно желание работать, как и уровень знаний. Понятно, что знать все нельзя, надо постоянно самообучаться, и у нас это происходит, руководство старается организовывать поездки различные. Даже на фермах, которые называют «плохими», хотя, по моему мнению, таких ферм не бывает, можно узнать для себя что-то новое, ведь каждый специалист ведет хозяйство по-своему. К примеру, были мы во Владимире и увидели, как телят кормят овсом цельным и кукурузой. Сначала даже вроде возмутились, а ведь в итоге мы и сами пришли к этому.

То же самое, когда мы перешли на сквашенное молоко, а где-то, оказывается, этим пользовались уже давным-давно. И все эти нюансики мы подмечаем, стараемся внедрить. Костяк коллектива сформирован давно, самые недавно пришедшие доярки трудоустроились два года назад. Кто к нам приходит и даже приезжает из других мест, серьезно настроенные работать и жить — они, как правило, от нас не уезжают. Бывают и ветреные, как и везде, но они не приживаются, и не жалко. Немало и целых династий — и мамы работали, и дочери их теперь тоже на ферме, семейные пары, например, жена доярка, а муж скотник. Механизаторы тоже давно работают, все ответственные. Могу сказать прямо: у меня с коллективом, ни с мужиками, ни с девчонками, проблем нет.

— То есть, люди даже с «ювелирки» уходят к вам на ферму?

 — А почему не работать на ферме? Сейчас такого физического труда, как было раньше, нет. Недостаток — запах от навоза. Но у нас оборудован и душ, есть место, где можно постирать одежду. Зарплаты тоже достойные. И потом, работая на ферме, ты видишь плоды своего труда. Если ты весь год «продурил», то ни телят, ни молока не получишь. Результат виден сразу.

Как проходит рабочий день доярки?

 — Дойка у нас двухразовая, первая включается в шесть, девочки приходят пораньше, чтобы подготовить все, где-то за полчаса. Около половины девятого заканчивают и в девять уже дома. Вечерняя дойка начинается в шесть, потом уборка. В общем, около шести-семи часов у них рабочий день выходит. За каждой дояркой закреплена своя группа из 45 коров, с надоев которой она и получает зарплату. Девочки о своих коровах, конечно, заботятся, следят за здоровьем, должны вовремя выявлять корову «в охоте», при необходимости помочь технику-осеменатору. Ну, и это отношение дает свои результаты, у нас около 30% стада так называемые «девятитысячники» и выше.

— Какие показатели у доярок по надоям?

 -За 2020 году у Ольги Куликовой валовый надой составил 423 243 килограмма, на корову это выходит 9 244 килограмма в год. Совсем немного отстала Ольга Ремезова — у нее эти показатели составляют 423 195 и 9 404 килограмма в год соответственно.  У Татьяны Пастуховой годовой надой с группы составляет 419 510 килограммов, с коровы — 9 120. В общем надой со всего хозяйства за 2020 год составил 1 652 003 килограмма, что на 169 770 килограмм больше, чем 2019 году.

 — Под какой торговой маркой красноселы могут попробовать подольское молоко?

 — Марка «Караваево» существует уже давно, присутствует практически во всех магазинах, кроме молока это и мороженое, и сметана, и масло.

 — Как отразилась пандемия на вашей работе?

 — Да, в принципе, никак. Государство оказало поддержку и банк нам выделил беспроцентный кредит на зарплату, с условием, что до 1 июня количество работающих не снизится, а у нас этот показатель не снизится, текучки нет, все в хозяйстве стабильно.

 — Но наверняка не обходится и без проблем?

 — Как и везде, бывают и серьезные, и несерьезные. Например, мы издалека возим опилки, были бы поближе — было бы и на ферме почище. Сейчас большая проблема будет с утилизацией навоза, но это не только у нас, это, наверное, почти у всех.

 — И в завершение разговора — тяжело управляться с таким хозяйством?

— Я привыкла. Как для всех — обычная работа. Стараюсь, чтобы людям было хорошо, тогда и хозяйству будет хорошо.

— Спасибо за беседу.

 П.С.

И все-таки Ольга Ильинична немного слукавила и открыла нам не все секреты успешного ведения хозяйства. Еще об одном нам рассказала заведующая фермой Оксана Боброва.

 

— Наше хозяйство — на высоте только благодаря нашему руководителю Ольге Ильиничне. Она держит все хозяйство — и животноводство, и полеводство, и только благодаря ей мы идем впереди и будем идти дальше. Руководитель строгий и справедливый, и можно обратиться по любому вопросу или проблеме, не только по рабочему, но и по личному, всегда подскажет, поможет, очень понимающий человек, — открыла один из самых важных секретов Оксана Владимировна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *